Предлагаем самое интересное, по мнению нашей редакции, обобщение решений Сената, опубликованное в феврале, которое может оказаться полезным для читателей.
В дела, связанные с расчетом ПНН о полученных лицом доходах, в предмет доказывания входят те обстоятельства и факты, которые раскрывают суть, сущность и обстоятельства проведения спорных сделок, которыми плательщик налога обосновывает полученные доходы, которые эвентуально позволяют квалифицировать полученные в результате соответствующих сделок доходы как облагаемые или необлагаемые. Проверка и доказывание этих обстоятельств и фактов в первую очередь входит в компетенцию налоговой администрации. В свою очередь, задачей административного суда при рассмотрении дела при проверке доказательств и оценке фактических обстоятельств дела является убедиться в том, правильно ли учреждение установило и оценило те обстоятельства, которыми обоснованы вызванные административным актом правовые последствия и по которым в деле имеется спор.
Для доказательства обстоятельств, связанных с полученными плательщиком налога доходами, допускается использование также косвенных доказательств. Важно, что эти доказательства соответствуют всем признакам доказательств, являются серьезными и соответствующими в результате проверки и оценки в своей совокупности составляют убедительную основу заключения о существовании конкретного факта.
Принцип in dubio pro civis (суд при проверке правомерности неблагоприятного для частного лица решения в случае обоснованных сомнений должен перевести их в пользу индивида) применяется после проведения надлежащей оценки доказательств. Принцип in dubio pro civis не означает, что в любом случае, если имеются противоречивые доказательства, предпочтение отдается доказательствам, более благоприятным для частного лица.
Пятилетний срок, установленный пунктом 13 Правил Кабинета министров (КМ) №178 "Порядок применения налоговых льгот, установленных международными договорами об избежании двойного налогообложения и неуплаты налогов", применяется во всех случаях, кроме случаев, когда СГД и компетентный орган другого договаривающегося государства в ходе обмена информацией определили, что срок действия выданного сертификата короче. Таким образом, если не выявлены конкретные запреты, препятствующие выдаче свидетельства об освобождении от уплаты налога сроком на пять лет, СГД при установлении оснований для применения налоговой льготы должна установить пятилетний срок как в случае представления свидетельства об освобождении от уплаты налога в качестве единственного документа, так и в случае представления комплекта документов, указанных в пункте 9.1 настоящего Положения.
Указание конкретного года таксации в сертификате резиденции не исключает применения пятилетнего срока. Пункт 13 Правил КМ №178 интерпретируется таким образом, что если компетентное учреждение другого договаривающегося государства подтверждает, что получатель платежа в соответствующее время является его резидентом, не имея противоположной информации, то предполагается, что лицо продолжит оставаться резидентом этого государства в течение последующих пяти лет, и соответственно применяется пятилетний срок для налоговых льгот.
От получателя платежа и источника выплаты ожидается, что при изменении фактической ситуации и утрате правовой основы для применения налоговых льгот такие обстоятельства будут своевременно сообщены, чтобы СГД могла соответствующим образом отреагировать и сократить ранее установленный срок применения налоговых льгот. В случае сомнений у СГД возможно получить информацию, которая может стать основанием для отступления от упомянутой в этой правовой норме презумпции о предоставлении налоговых льгот сроком на пять лет.