В настоящее время, когда в Сейме и правительстве вновь обсуждаются крупные налоговые изменения, важно оценить влияние, которое мы получили от изменений подоходного налога с предприятий (ПНП), которые Латвия приняла в 2018 году. В этой статье мы взглянем на цели реформы ПНП и поступления ПНП в государственный бюджет, и оценим их с перспективы сегодняшнего дня, а именно, 2023 года.

В 2018 году было принято решение в пользу реформы ПНП, поскольку был подготовлен масштабный план изменения общей налоговой системы, а текущие льготы по ПНП оказались неэффективными. Также предусматриваемое сокращение финансирования и программ Европейского Союза (ЕС), активность низкого кредитования и накопленные в нерастущих предприятиях инвестиции заставили изменить существующую систему налога.

Принимая во внимание эти обстоятельства, правительство выдвинуло следующие цели реформы ПНП:

  • способствовать развитию народного хозяйства;
  • стимулировать предприятия большую часть прибыли оставлять на предприятии;
  • повысить рентабельность и продуктивность предприятий;
  • способствовать росту инвестиций;
  • уменьшить теневую экономику (сокрытие прибыли предприятия и т.п.).

Учитывая, что изменения повлияли и на другие налоги, в 2018 и 2019 годах сократились доходы государственного бюджета. Хотя ожидалось, что общая сумма налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте (ВВП) будет на уровне 30%, статистические данные показывают, что снижение доходов по ПНП было значительным: 1% от ВВП в 2018 году, 0,1% в 2019 году и 0,7% в 2020 году.

Следует отметить, что влияние изменений, по крайней мере, на первоначальном этапе, не свидетельствовало о реинвестировании, и предприятия первые три года старались делить старую прибыль. По расчетам, произведенным Министерством финансов на 31 декабря 2017 года, размер нераспределенной прибыли составил около 6500 млн евро и до конца 2019 года была распределена уже половина этой прибыли – 3238 млн евро. Снижение доходов ПНП в бюджете не удалось покрыть также за счет ПНП из условно распределенной прибыли и условных дивидендов, например, в 2019 году условно распределенная прибыль была задекларирована в размере 129,3 млн евро, в то время как условные дивиденды в размере 2,7 млн евро.