22 октября этого года Сенат частично отменил решение Административного окружного суда в споре по делу о плательщике налога на недвижимое имущество (ННИ) в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности Латвии, на котором расположены многоквартирные жилые дома, находящиеся в собственности владельцев квартир.

Дело Административного окружного суда в части, с которой было отклонено ходатайство заявителя об отмене решения Рижской думы относительно ННИ, рассчитанного для заявителя в связи с 23 земельными участками или их идеальными долями, Сенат отменил и отправил на повторное рассмотрение.

Сенат признал, что суд апелляционной инстанции неправильно применил часть 8 статьи 2 Закона "О налоге на недвижимость", что привело к неправильному решению.

В своем решении Сенат проанализировал историческое развитие указанной правовой нормы и признал, что цель нормы – освободить государство или самоуправление от обязанности платить налог с многоквартирного дома (его части), зарегистрированного в Земельной книге на имя государства или местного самоуправления, а земля принадлежит государству или местному самоуправлению, на которой расположен этот дом, и характер этой цели не позволяет сделать вывод о том, что государство освобождается от налога только в том случае, если и здания, и земля являются собственностью государства.

Сенат также признал, что при определении круга субъектов, с которых управляющий взимает налоги, целью законодателя было не сузить круг объектов, упомянутых в норме, за которые государство будет освобождено от уплаты налога, а определить, что налог, по сути, должны уплачивать лица, которые фактически пользуются недвижимым имуществом. Таким образом, только в том случае, если недвижимое имущество, находящееся в собственности государства, не находится в фактическом использовании какого-либо другого лица, с которого управляющий мог бы взимать налог, налог должен быть уплачен самим государством. Сенат также пришел к выводу, что в случае приватизации многоквартирного жилого дома или его части у управляющего есть основания взимать налог за находящуюся в собственности государства землю с собственников квартир.

Сенат также признал, что указанная правовая норма применима к многоквартирному жилому дому или его части, внесенным в земельную книгу на имя государства или местного самоуправления, как самостоятельный объект недвижимости, занесенный в отдельный раздел земельной книги и, следовательно, как самостоятельный объект ННИ. Таким образом, норма не распространяется на ситуации, когда квартирная собственность зарегистрирована в земельной книге на имя государства как самостоятельная недвижимость.