Департамент административных дел Сената 10 октября этого года оставил без изменений решение административного окружного суда по делу SКА-83/2023, которым отменено решение Службы государственных доходов (СГД) лишить общество "Латвийский центр повышения квалификации тренеров" статуса общественно полезной организации. И это решение Сената обжалованию не подлежит.

В рассматриваемом деле заявившее СГД общество "Латвийский центр повышения квалификации тренеров" лишилось статуса общественно полезной организации. Окружной суд удовлетворил заявление об отмене решения СГД. Суд признал, что невозможно установить, что основной деятельностью заявителя стала экономическая деятельность, имеющая коммерческий характер.

Сенат в кассационном порядке должен был выяснить, в каких условиях осуществляемая обществом деятельность за вознаграждение совместима с сущностью института общества.

Сенат в решении сослался на ранее закрепленный в судебной практике аргумент о том, что обществу не запрещено в дополнение к его основной деятельности — реализации определенных уставом общества целей — осуществлять также хозяйственную деятельность, если только она связана с использованием и содержанием собственности общества или каким-либо иным образом направлена на достижение определенных уставом общества целей.

Сенат указывает, что обзор характера деятельности, осуществляемой обществом, и оборот финансовых средств, полученных указанным способом, имеет важное значение. Так на обстоятельства рассматриваемого дела смотрел и окружной суд. Суд выяснил существенные обстоятельства по делу, а именно, деятельность, осуществляемая обществом – организация платного обучения – не носит коммерческого характера и полученные доходы используются на цели, указанные в уставе (организацию учебы, в том числе, оплата труда занятых лиц). В связи с этим окружной суд обоснованно сослался на часть 2 статьи 7 Закона "Об обществах и учреждениях" (общество может использовать доходы для достижения определенной уставом цели) и статью 9 Закона "Об обществах и учреждениях" (лицо может получать компенсацию (вознаграждение) за деятельность в обществе). Таким образом, суд справедливо констатировал, что закон не запрещает общественно полезной организации нанимать работников, а также факт найма работников не позволяет сделать вывод, что деятельность общества больше не направлена на цели общественного блага (возможно, они могут быть обеспечены именно через сотрудников).

Сенат в решении обращает внимание и на то, что в условиях, когда оборот полученных в результате организации обучения доходов происходит таким образом, что они вновь вкладываются в организацию обучения (или – в достижение определенной уставом заявителя цели), нет оснований говорить о реализации такой основной деятельности, которая не направлена на осуществление определенной уставом цели (без характера получения прибыли).