22 июля этого года Окружной административный суд вынес решение о том, имеет ли Служба государственных доходов (СГД) право взыскать долги делового партнера налогового должника, сообщает бюро присяжных адвокатов "Sorainen".

Окружной административный суд признал, что Закон "О налогах и пошлинах" предусматривает право СГД применять принудительные меры для обеспечения исполнения административного акта путем взыскания просроченных налоговых платежей, включая арест имущества, принадлежащего должнику. СГД может взыскать просроченные налоговые платежи в бесспорном порядке следующим образом:

  • дебетование счета налогоплательщика в кредитной организации или счета, открытого у поставщика платежных услуг;
  • получение наличных денег из кассы или иного места хранения юридического лица или индивидуального коммерсанта;
  • взыскание имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого имущества, в том числе имущества третьих лиц).

Взыскание имущества инициируется, если СГД, перенаправляя переплаты, оправляя распоряжение на перевод денежных средств и снимая наличные, не удалось покрыть просроченные налоговые платежи. Окружной административный суд пришел к выводу, что в процессе взыскания просроченных налоговых платежей законодатель четко отделил имущество не только от денежных средств на счете, но и от наличных денег, установив определенные условия и даже последовательность использования средств.

Кроме того, законодатель не предусмотрел право СГД направить взыскание на средства третьего лица (ни на находящиеся на счету, ни в виде наличных денег), которые могут быть переданы налоговому должнику в будущем для выполнения определенных обязательств. Это логично, поскольку средства становятся средствами должника только тогда, когда он их получает (на счет или наличными), но до этого момента они являются средствами третьих лиц.

С другой стороны, поставщик услуг имеет право требовать только сумму средств, предусмотренную в конкретном контракте. Таким образом, законодатель также предоставил СГД право снимать наличные деньги в кассе или другом месте хранения юридического лица или индивидуального коммерсанта, а также напрямую взыскивать денежные средства со счета налогового должника. В свою очередь, взыскание имущества допускается только после того, как СГД инициировала взыскание денежных средств со счета налогоплательщика в кредитной организации или со счета и осуществила изъятие наличных денежных средств из его кассы или другого места хранения.

Таким образом, если СГД выполнила свое обязательство в области взыскания налоговой задолженности и изначально инициировала взыскание денежных средств со счета налогоплательщика в кредитной организации, то средства, переведенные позднее деловыми партнерами налогового должника, также становятся доступны СГД. Следовательно, по мнению Окружного административного суда, попытка СГД включить деньги в содержание термина "имущество", включенного в установленные законом правовые нормы, является излишней. Более того, Окружной административный суд признал, что если СГД не соблюдает установленную законодателем последовательность в процессе взыскания, то она даже не имеет права на прямое взыскание имущества, находящегося у третьих лиц.