Для реализации требований, содержащихся в Директиве 2020/284, в отношении введения конкретных требований к исполнителям платежных услуг, 9 ноября этого года приняты поправки к Закону "О налоге на добавленную стоимость" (Закон о НДС), которые вступят в силу 1 января 2024 года, сообщает Служба государственных доходов (СГД).

О введении конкретных требований

Поправки устанавливают обязанность исполнителей платежных услуг вести учет, хранить и предоставлять СГД информацию о получателях платежей и трансграничных платежах, чтобы предотвратить уклонение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при трансграничных сделках. Обмен информацией с другими странами-участницами позволит анализировать данные о трансграничных сделках, выявлять и контролировать мошеннические предприятия и бороться с трансграничным мошенничеством в сфере НДС в электронной коммерции, тем самым минимизируя потери НДС в странах-участницах и обеспечивая равную конкуренцию.

В отношении установления конкретных обязанностей исполнителям платежных услуг, Закон о НДС дополнен главой 19:

  • статья 147. Обязанность вести учет, хранить и предоставлять информацию о получателях платежей и трансграничных платежах с целью предотвращения уклонения от уплаты налога при трансграничных сделках;
  • статья 148. Защита данных в сфере обмена информацией о получателях платежей и трансграничных платежах. Для трансграничного обмена данными внедрена централизованная информационная система электронных платежей, в рамках которой страны Евросоюза (ЕС) будут осуществлять сбор платежных данных и взаимный обмен информацией между налоговыми администрациями стран ЕС.

Для трансграничного обмена данными внедрена централизованная информационная система электронных платежей, в рамках которой страны ЕС будут осуществлять сбор платежных данных и взаимный обмен информацией между налоговыми администрациями стран ЕС.

Электронная коммерция

2 февраля 2023 года была опубликована поправка к Директиве 2017/2455, которой изменяются Директива 2006/112/ЕК и Директива 2009/132/ЕК в отношении конкретных обязательств по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг и дистанционной продаже товаров, в версии на латышском языке, уточняя подпункт «с» пункта 1 статьи 59с Директивы 2006/112/ЕК об общей системе налога на добавленную стоимость (Директива НДС).

Согласно проведенному редакционному уточнению, предельная стоимость 10 000 евро исчисляется как общая стоимость поставленных товаров и оказанных услуг без НДС, если плательщик налога осуществляет как дистанционную продажу товаров на территории ЕС, так и оказывает услуги электронной связи, вещания и услуги в электронной форме лицу, не являющемуся плательщиком налога или являющемуся незарегистрированным плательщиком налога.

Чтобы Закон о НДС соответствовал Директиве НДС, в соответствии с внесенной поправкой в версию на латышском языке, он дополнен условием исчисления предельного значения 10 000 евро, если плательщик налога осуществляет как дистанционную продажу товаров на территории ЕС, так и оказывает услуги электронной связи, вещания и услуги в электронной форме лицу, не являющемуся плательщиком налога или являющемуся незарегистрированным плательщиком налога. Эти дополнения включены в статьи 131 и 27 Закона о НДС.

В целях правовой определенности внесены изменения в статью 60 Закона о НДС с однозначным определением обязанности регистрации в реестре плательщиков НДС СГД плательщика налога другой страны-участницы, оказывающего на внутренней территории услуги электронной связи, вещания и услуги в электронной форме лицу, не являющемуся плательщиком НДС, и осуществляющему дистанционную продажу, в течение 30 дней с момента, когда общая стоимость этих сделок в предыдущем или текущем календарном году на территории ЕС достигла или превысила 10 000 евро.