Понемногу лето подходит к концу, и подавляющее большинство после отлично проведенного отпуска начинает возвращаться к работе — кто в офисах, кто удаленно. Сразу могу обрадовать – у нашего законодателя тоже было время отпуска, и никакой революции в области законов за это время не произошло. Но какие вопросы были самыми важными для работающих коллег? Давайте взглянем на ТОП-3 самых читаемых статей "iFinanses" за июнь-июль!

1 место – изменения в Законе о труде

Изменения в Законе "О труде", которые давно создавались и обсуждались, были приняты и вступили в силу 1 августа! Если бы путь принятия закона не был таким долгим, он, наверняка, еще больше соответствовал бы сегодняшней действительности, чем принятый сейчас, но в него заложено несколько хороших моментов. Самое главное, на мой взгляд:

  • Введено понятие отпуска для опекунов – конечно без сохранения заработной платы, но все же – работодатель будет обязан его предоставить, если работник попросит. Другой вопрос – не станут ли сотрудники злоупотреблять этим за счет своих родителей или бабушек и дедушек? Работодатель, этого, скорее всего, не узнает, но риски все же невелики, ведь заработная плата за это время выплачиваться не будет. Следующим шагом будет оплачиваемый отпуск. Ждем!
  • Возможность корректировать рабочее время для молодых родителей. Новость определенно приятная, и я надеюсь, что современные работодатели, заботящиеся о благополучии своих сотрудников, даже без поправок к закону шли навстречу новым родителям, согласовывая время и вид работы, и другими возможными способами. Здесь остается только надеяться, что работодатели и работники сумеют найти компромисс, который удовлетворит обоих.
  • И в качестве третьего момента обязательно следует отметить дифференцирование испытательного срока. Добавлю сразу – устанавливать меньший или больший испытательный срок пока смогут лишь только те компании, у которых имеется коллективный трудовой договор. Но процедура такова –
    • если трудовой договор заключается на определенный срок до шести месяцев, максимальный испытательный срок составляет один месяц, но в коллективном трудовом договоре может быть предусмотрен испытательный срок до трех месяцев;
    • если трудовой договор заключается на определенный срок до одного года, максимальный испытательный срок составляет два месяца, но в коллективном трудовом договоре может быть оговорен испытательный срок до трех месяцев;
    • в остальных случаях максимальный испытательный срок составляет три месяца, но в коллективном трудовом договоре может быть оговорен испытательный срок до шести месяцев.

Так как я тоже представляю работодателей, то могу лишь согласиться с тем, что есть должности, на которых испытательного срока в три месяца недостаточно. Это может относиться и к бухгалтерам, ведь баланс должен составляться раз в год – как еще проверить балансовую дееспособность бухгалтера?

2 место – кофе, чай, фрукты в офисе…

Это то, что на своем редакторском жаргоне я называю классикой. Есть вопросы, на которые не получится дать понятный и приемлемый для всех ответ. Этот один из них. Мне кажется, это оттого, что практика настолько отличается от теории, что чисто по-человечески нельзя держать этот ответ в голове, хочется верить во что-то иное. Конечно, существуют и возможности интерпретации. Я тоже из тех предпринимателей, которые хотят обеспечить для своих сотрудников естественные, повседневные условия труда, и, на мой взгляд, кофе, чай и добавки, как и фрукты, являются той самой основой в каждой компании, которая должна обеспечиваться в офисах. (Допускаю, что руководители крупных компаний в этот момент морщат носы, а малых – согласно кивают головами.)

Так, и в этот летний период второе место занял вопрос читателя – "Разрешается ли отчислять предналог налога на добавленную стоимость (НДС) за кофе, чай, сладости и фрукты, приобретенные для нужд работников офиса? Следует ли включать эти расходы в декларацию подоходного налога с предприятий (ПНП)? Коллективного трудового договора нет. Следует также учитывать, что из-за ограничений Covid-19 предприятие реструктурирует деятельность бюро таким образом, что и после отмены ограничений все встречи с партнерами по сотрудничеству происходят удаленно или же вне помещений офиса."

И наш надежный эксперт – налоговый консультант Дана Муцениеце в публикации "Кофе, чай, сладости, фрукты в офисе и налоги" терпеливо объясняет:

В отношении применения ПНП именно по этому вопросу ответ предоставлен Службой государственных доходов (СГД) в пояснении от 12 июня 2018 года “Кофе и чай в офисе”. В ответе СГД указано, что в расходы на мероприятия по повышению устойчивости персонала не включаются ежедневные расходы на чай, кофе, молоко, фрукты и небольшие закуски для работников предприятия (если таковые не предусмотрены в трудовом коллективном договоре). В свою очередь, если упомянутые расходы предусмотрены в трудовом коллективном договоре и их нельзя персонифицировать, то расходы такого вида можно считать расходами на мероприятия по повышению устойчивости персонала и, соблюдая установленное в Законе о ПНП ограничение, не включать в облагаемую ПНП базу.

В нормативных актах ничего в этом отношении не изменилось. В связи с этим расходы на кофе, чай, сладости и фрукты, приобретенные для нужд офисных работников на предприятии, в котором нет коллективного трудового договора, если только они не персонифицированы и включены в облагаемую “налогами на рабочую силу” оплату труда, считаются несвязанными с хозяйственной деятельностью и, соответственно, облагаются ПНП по ставке 25% (20 х 0,8).

В пункте 159 Правил Кабинета министров №17 "Порядок применения норм Закона "О налоге на добавленную стоимость" и отдельные требования к уплате и администрированию налога на добавленную стоимость" установлено, что указанный в налоговом счете налог за товары и услуги для отдыха, личных нужд (включая транспортные услуги, приобретение топлива и услуги электронной связи), питание, оздоровительные и развлекательные мероприятия работников зарегистрированного налогоплательщика, не отчисляется в качестве предналога, поэтому предналог за упомянутые в вопросе расходы для нужд работников не отчисляется. Такое объяснение предоставила и СГД на своем семинаре “О праве отчисления предналога для лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность”.

3 место – от бумаги к электронной среде

Для человека, который давно работает с бумагами, и да – такие бухгалтеры точно существуют! – неуверенность и много вопросов возникает, когда приходится отказываться от бумаги, ведь все же теперь электронно! Например – как преобразовать бухгалтерские документы в бумажном формате в электронный формат? А не теряют ли свою юридическую силу оцифрованные документы и продолжают служить доказательством сделки? Что делать с бумагами после оцифровки документа?

Третье место заняла публикация "Документы бухгалтерского учета от бумажной среды к электронной", в которой Андис Гулбис, руководитель по развитию цифровых продуктов АО "Unifiedpost", поясняет:

"В Законе "О бухгалтерском учете" перечислено несколько типов документов бухгалтерского учета, которые преобразуются в электронный формат и их оригиналы уничтожаются, но в качестве самых популярных, по-прежнему, можно упомянуть оправдывающие расходы документы, или всем знакомые счета, чеки и накладные. В настоящее время счета чаще всего приходят в формате PDF, а чеки и накладные – по-прежнему в бумажной форме, хотя закон также позволяет создавать их в электронном виде. И хотя накладная является сопроводительным документом на товары, она по-прежнему выполняет две роли – является еще и расчетным документом для бухгалтерии.

Если предприятие не перешло на электронные или цифровые процессы в обороте счетов, бухгалтеры часто должны распечатывать PDF-файлы, чтобы хранить их в установленном законом порядке. По мере того, как процесс переходит в цифровую среду, это обеспечивает, что PDF-файлы больше не нужно распечатывать, они хранятся в электронном архиве, а полученные бумажные документы – квитанции, счета и накладные, которые позже были оцифрованные, могут быть уничтожены.

Когда предприятия начинают планировать переход на цифровые процессы, возникает вопрос: дигитализация и уничтожение понятны для повседневных документов, а что делать с документами приобретения основных средств, учитывая, что они должны храниться так долго, как долго используется основное средство?

Ответ прост: документы приобретения основных средств также могут быть уничтожены после их дигитализации, поскольку статья 29 Закона определяет, что преобразованный исходный документ в электронный формат имеет ту же юридическую силу, что и оригинал. В цифровой среде документы приобретения основных средств должны быть доступны для отбора и могут быть удалены только тогда, когда основное средство больше не используется и списано."

И здесь возникает вопрос – что делать с теми накладными, которые служат гарантийным документом на товарно-материальные ценности, которые не нужно учитывать в составе основных средств, поскольку затраты на их приобретение невелики и это позволяет учетная политика компании?

Ответ у А.Гулбиса есть и на это:

"В статье 26 Закона установлено, что юридическая сила для обоих документов одинакова. Дополнительно можно упомянуть, что многие поставщики уже начинают практиковать накладные в формате PDF, и это говорит о том, что без бумажного документа можно обойтись, так как у каждого поставщика есть своя копия счета. Однако если поставщик продолжает настаивать на том, что для обеспечения гарантии подходит только оригинал, и слишком ленится поискать свой экземпляр в архиве (это, конечно, занимает много времени, и никто же не хочет ремонтировать по гарантии или давать новую технику), то следует помнить, что даже в худшем случае вы всегда сможете воспользоваться распечатанной и заверенной руководителем компании копией документа. Это, конечно, более философский вопрос, и я надеюсь, что никто никогда не столкнется с ситуацией, когда в случае гарантии будет необходимо что-то распечатывать и подтверждать, если на предприятии начата дигитализация и преобразование документов в электронный формат в соответствии с Законом, чтобы оригиналы бумажных документов могли быть уничтожены."

С чего начать предприятию, чтобы перевести процесс обработки документов, обосновывающих расходы, в электронную среду и иметь возможность уничтожить оригиналы бумажных документов? Первое – это корректировка учетной политики, описав, с какого момента процесс переносится в электронную среду, как сверяются и утверждаются счета в электронной среде, что считается подтверждением того, что счет может быть оплачен. А второй шаг — начать внедрять эти инновации и обучать сотрудников.

Необлагаемый минимум – 500

В завершении, если кто пропустил за время летней жары, напомню, что с 1 июля текущего года повышен максимальный дифференцированный необлагаемый минимум для работающих, а также необлагаемый минимум для пенсионеров. Сейчас он составляет 500 евро в месяц. Это предусмотрено принятыми в конце прошлого года поправками к Закону "О подоходном налоге с населения", вступившими в силу с 1 января текущего года.

К доходам до 500 евро будет применяться необлагаемый налогом минимум в размере 500 евро, в свою очередь, как и до сих пор, а к доходам от 500 до 1800  евро будет применяться прогнозируемый Службой государственных доходов необлагаемый минимум, а к доходу свыше 1800 евро необлагаемый минимум применяться не будет.