Под понятием “компании-оболочки” на практике обычно понимается юридическое лицо, которое не осуществляет активную хозяйственную деятельность и создано для легализации финансовых средств, скрытых активов, маскирования истинных получателей блага, происхождения товара или конечной цели товара и т.п. Однако бывают случаи, когда компании-оболочки используются для легальных и понятных целей. Как их различать?

Соавтор статьи Кришьянис Бушс, ООО “ZAB COBALT”, старший специалист, присяжный адвокат

В странах со слабой культурой соответствия компании-оболочки обычно используются для открытия счетов, чтобы можно было искусственно обосновать денежные потоки на стадии расслоения или структурирования незаконного отмывания денег. Латвия тоже была в такой ситуации до 2018 года, но смогла ее кардинально изменить. Однако это не означает, что компании-оболочки не используются нигде в мире, особенно когда необходимо обойти международные санкции.

Что такое оболочка?

Пункт 151 статьи 1 Закона "О предотвращении легализации полученных преступным путем средств и финансирования терроризма и пролиферации" (Закон) компании-оболочки определяет следующим образом:

юридическое лицо, для которого характерны один или несколько следующих признаков:

a) нет связи юридического лица с фактической хозяйственной деятельностью и деятельность юридического лица создает малую или не создает никакой экономической ценности и в распоряжении субъекта закона нет документальной информации, доказывающей обратное,

b) в государстве, в котором юридическое лицо зарегистрировано, нормативными актами не предусмотрена обязанность подготавливать и представлять надзирающим институциям соответствующего государства финансовые отчеты, в том числе, годовые финансовые отчеты, о своей деятельности,

c) в государстве, в котором юридическое лицо зарегистрировано, у юридического лица нет места (помещения) осуществления хозяйственной деятельности.

Указанные признаки не всегда следует оценивать изолированно и формально. Именно их сочетание в конкретных фактических условиях является решающим. Например, в статье 211 Закона подчеркивается, что сочетание подпунктов а) и б) пункта 151 этого закона имеет наивысший риск. Также на особо высокий риск указывают такие подставные компании, которыми управляют номинальные лица, а также состояние регистрации компаний-оболочек с особыми недостатками (слабые реестры, освобождение от раскрытия финансовой информации).

Компании-оболочки в основном характеризуются отсутствием реальной хозяйственной деятельности и малой или отсутствующей информацией о них (в том числе, отсутствием проверенных годовых отчетов). Их экономическая активность по текущим счетам огромна — крупные операции осуществляются со стандартными целями платежей. С другой стороны, подтверждающие документы чаще всего являются поддельными или несуществующими, например, фиктивные поставки или сделки.