Департамент по административным делам Сената сообщает, что 14 июня приостановлено судопроизводство по делу SKA-192/2023 о таможенной задолженности, установленной Службой государственных доходов (СГД), предприятию "Baltic Container Terminal", чтобы обратиться с преюдициальным вопросом в суд Европейского Союза (СЕС).
В рассматриваемом деле таможенное управление СГД констатировало, что товары, помещенные в свободную зону Рижского свободного порта и включенные в инвентарь свободной зоны, ввезенные морем в контейнерах, были вывезены из свободной зоны без применения следующей таможенной процедуры, и специальная процедура – хранение в свободной зоне – не была завершена. Принимая во внимание упомянутое, таможенное управление сообщило, что спорные товары фактически сняты с таможенного контроля, в результате чего у ООО "Baltic Container Terminal" образовалась таможенная задолженность.
Решаемый по делу вопрос состоит в том, имел ли заявитель при выдаче товаров перевозчику по представленным товарным накладным, на которых проставлен статус товаров таможенных органов – товаров Союза, подпись должностного лица таможенного органа и печать пункта таможенного контроля, право полагаться на то, что товары подлежат следующей таможенной процедуре – выпуску в свободное обращение, а также имелось ли право на прохождение специальной процедуры – хранения товаров в свободной зоне.
Заслушав участников устного производства в судебном заседании, Сенат констатировал, что участвующие в деле лица имеют различное мнение о применяемых правовых нормах, в связи с этим также различный взгляд на объем обязанностей заявителя для заключения особой процедуры – хранения в свободной зоне. У Сената сомнения о возможности проверки статуса товаров и эффективности этой проверки вызывают указанные заявителем обстоятельства, что у хранителя товаров в свободной зоне не имелось доступа к электронной системе обработки таможенных данных. Таким образом, включение основного регистрационного номера в транспортный документ на товары не даст заявителю возможности проверить, были ли товары подвергнуты соответствующей таможенной процедуре. Как поясняет заявитель, сложившаяся практика таможенной службы, когда должностное лицо таможенного органа подтверждает изменение статуса товаров, была направлена непосредственно на предотвращение трудностей, которые могут возникнуть у частного лица при проверке таможенного статуса товаров и подлинности соответствующих документов.
Заявитель пояснил, что и утвержденный таможенной службой нынешний порядок заключается в том, что должностное лицо конкретной таможни меняет таможенный статус товаров, путем подключения к электронной системе учета заявителя, таким образом, установленная в настоящее время процедура предусматривает, что именно должностное лицо таможни подтверждает изменение таможенного статуса товаров, и заявитель, полагаясь на эту представленную информацию, также завершает специальную процедуру – хранение в свободной зоне. Поэтому у Сената есть сомнения в обоснованности и законности требования СГД – представить основной регистрационный номер таможенной декларации заявителя как хранителя товаров в системе учета в свободной зоне для подтверждения изменения таможенного статуса товаров.
Сенат приостановил производство по делу и задал СЕС пять предварительных вопросов о толковании права Европейского союза. Производство по делу приостановлено до вступления в силу решения СЕС.