Служба государственных доходов (СГД) приняла решение рассчитать подлежащий уплате в бюджет дополнительный подоходный налог с населения (ПНН), штрафы и плату за просрочку по платежам между лицами, которые не состоят в браке, но фактически проживают вместе и заботятся друг о друге, в том числе, об общем ребенке. Суд это решение СГД признал незаконным, сообщает Арнольд Миканс, юрист ООО "Sorainen ZAB".
В 2018 году Заявитель получил переводы денежных средств от лица А с комментариями "Advhkvjyv", "Sthhgggg", указанными в цели платежа или без указания цели платежа. Заявитель не связан браком или родством с лицом А, но отношения заявителя рассматриваются как семья с совместным бюджетом, хотя к партнерским отношениям формально не применимы последствия брака с точки зрения как личных прав, так и имущественных отношений.
СГД считает получение денежных средств от лица А оцениваются как получение дохода. В дополнении, задекларированный адрес проживания лица А не совпадает с адресом Заявителя, что не свидетельствует об общем домохозяйстве. Из движения средств на счете Заявителя также нельзя установить, что средства использовались только для содержания ребенка и домашнего хозяйства, поскольку средства были потрачены, например, на покупки в различных торговых местах и регулярные мобильные платежи на сберегательные счета и снятие наличных, расход которых без доказательств не является известным. Коммунальные платежи, связанные с содержанием общего домохозяйства, в 2018 году не производились. В понимании СГД Заявитель не доказал также того, что часть переводов лица А была использована для его нужд во время нахождения в Латвии.
Суд не согласился с таким мнением СГД и посчитал его незаконным. Если государство считает само собой разумеющимся, что средства одного супруга, переданные другому супругу, для которого он приобретает необходимые ему товары, не облагаются ПНН, было бы нелогично не применять такой же режим к семьям, не состоящим в браке, но фактически живущим вместе или заботящимся друг о друге, включая совместного ребенка.
Нельзя не согласиться с СГД в том, что закон, регулирующий фактическое сожительство, не принят, однако суд убежден, что в данном случае СГД должна была сделать вывод, что не имеется оснований каким-то иным образом рассматривать семью, в которой родители состоят в браке, и семью, в которой родители не состоят в браке, но фактически совместно заботятся о ребенке и поддерживают друг друга финансово. А именно, если бы Заявитель состоял в браке с лицом А, то Заявителю не был бы рассчитан ПНН, в свою очередь, лишь только потому, что брак не был заключен, заявитель должен уплатить ПНН. Суды считают данную ситуацию несправедливой.
Этот вывод суда кажется смелым, но он также оправдан нормами права. Закон "О налогах и пошлинах" позволяет СГД рассматривать экономическую сущность сделок и для целей применения налогов она имеет преимущество над юридической формой сделки. Таким образом, вывод суда кажется корректным не только с точки зрения справедливости.