Может ли предприятие вернуть переплату налога на добавленную стоимость (НДС), образовавшуюся из-за неправильного применения ставки НДС? Как на практике отделять сделки с налогоплательщиками, если услуги оказываются большому количеству неидентифицированных клиентов? Эти вопросы оценивались в суде Европейского союза (СЕС) по делу C‑794/23.

Хотя постановление СЕС по этому делу еще не опубликовано, но рассмотренные по делу вопросы и мнение генерал-адвоката СЕС Юлианы Кокот (Juliane Kokott) по заданным вопросам весьма интересны.

Обстоятельства дела

Рассмотренный по делу спор о переплате НДС возник между налоговой администрацией Австрии и зарегистрированной в Австрии компанией "P GmbH", которая обслуживает находящуюся внутри помещений игровую площадку. В 2019 году "P GmbH" за оказанные ею услуги – плату за вход на игровую площадку – применила стандартную ставку НДС 20%, хотя фактически к этим услугам должна была применяться пониженная 13% ставка НДС.

В момент оплаты услуги "P GmbH" выдавала клиентам чеки кассового аппарата – упрощенные счета – которые выдаются согласно статье 238 Директивы 2006/112/EK об общей системе налога на добавленную стоимость (Директива НДС). В 2019 году, по поводу которого идет спор, компания "P GmbH" выдала в общей сложности 22 557 счетов.

Исправив ошибку, "P GmbH" скорректировала налоговую декларацию за 2019 год, чтобы получить от налоговой администрации переплату по НДС, образовавшуюся из-за неправильного применения ставки НДС. Налоговая администрация отказалась возвращать переплаченный налог, отметив, что "P GmbH" не скорректировала выданные счета и необоснованно стремится получить выгоду, требуя возврата НДС, который по правовым нормам не подлежал уплате, но уже был взыскан с клиентов.

По этому решению налоговой администрации "P GmbH" подала иск в суд.