Одна из самых обсуждаемых в этом году тем, которая больше не относится лишь к банковским секторам, а почти к каждому бизнесу – это доходы, полученные преступным путем, попытки их отмывания и усилия по ликвидации таких сделок. Закон, который вызвал путаницу, отрицание и неразбериху в отношении дополнительных обязательств для предприятий, снова претерпел объемные изменения.

Этим летом, 13 июня, были внесены значительные изменения в Закон "О предотвращении легализации средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", переименовав его в Закон "О предотвращении легализации полученных преступным путем средств и финансирования терроризма и пролиферации". Некоторые из положений, включенных в поправки, уже вступили в силу, однако некоторые требования будут вступать в силу постепенно. Поправки касаются не только субъектов закона, но и других компаний.

Учитывая объем поправок, в публикации будут рассмотрены лишь самые существенные поправки.

Концептуальные изменения

Как видно из нового названия закона, положения закона отныне также будут применяться к предотвращению пролиферации, а именно, предотвращению финансирования производства, хранения, передачи, использования или распространения оружия массового уничтожения. На практике это означает, что субъекты закона должны, с точки зрения требований системы внутреннего контроля, также оценивать риски распространения, в то время как любое лицо, не только субъект закона, обязано сообщать о любых подозрительных операциях в области финансирования пролиферации.

Одновременно с поправками меняется название Службы предотвращения легализации полученных преступным путем средств и финансирования терроризма на Службу финансовой разведки (СФР). Это изменение названия было совершено с целью обеспечения единого подхода в соответствии с международной практикой. Соответственно, в дальнейшем в законе будет использоваться лишь новое название, в то время как до внесения соответствующих изменений в другие законы и нормативные акты, используемое в них название "Служба предотвращении легализации полученных преступным путем средств и финансирования терроризма" или "Служба контроля" будет соответствовать используемому в Законе названию "Служба финансовой разведки".

С 17 декабря 2019 года субъекты закона, а также другие лица, больше не будут обязаны сообщать о необычных сделках. Соответственно, сноска закона на необычные сделки исключена из закона, а текст уточнен соответствующим образом. В дальнейшем необходимо будет сообщать лишь о подозрительных сделках, поэтому был уточнен и порядок подачи сообщений. Соответственно, субъекты закона должны пересмотреть свои системы внутреннего контроля, чтобы обеспечить подготовку сообщений в соответствии с требованиями закона.