Закон “О налогах и пошлинах” (Закон о НП) разрешает Службе государственных доходов (СГД) при определенных условиях приостановить хозяйственную деятельность налогоплательщика, например, констатируя, что он уклонялся от уплаты налогов или пошлин. До сих пор налоговая инспекция слишком широко интерпретировала свои права насколько существенно ограничивать деятельность коммерсанта. Недавно Сенат дал по этому вопросу значительное объяснение.

Суть вопроса

Налогоплательщик обязан сотрудничать с СГД согласно нормативным актам, регулирующим сферу налогов. В других отношениях сотрудничество проявляется как подача затребованной информации и документов. СГД может затребовать информацию или документы в следующих случаях:

  • о налогоплательщике – вне инициированного мероприятия контроля, если СГД проводит анализ рисков этого налогоплательщика и принимает решение о том, подлежит ли инициировать аудит налогов, проверку соответствия данных или тематическую проверку;
  • о налогоплательщике в рамках предложенного ему мероприятия контроля;
  • о партнере по сделкам налогоплательщика, если контрольное мероприятие реализовано в отношении этого партнера.

До сих пор Верховный суд (ВС) указывал, что информационный запрос вне предложенного административного процесса не является обязательным и не создает правовых последствий, однако компания должна учитывать, что СГД, скорее всего, решит предложить меры контроля. Обязательство компании предоставлять информацию в контексте предполагаемого расследования никогда особо не подвергалось сомнению. Теперь ВС пояснил, что в ситуации, когда СГД заинтересована не в компании, а в ее деловом партнере, компания обязана сотрудничать, но, вопреки взглядам СГД и установившейся практике, отказ от сотрудничества и непредоставление информации автоматически не интерпретируются как уклонение от уплаты налогов, поэтому приостановить хозяйственную деятельность компании на этом основании нельзя.

Обстоятельства дела

В этом деле предприятию потребовалась информация о партнере по сделкам и совершенных им сделках, так как у этого партнера проводился аудит. В установленный срок затребованная информация не была представлена, поэтому СГД призвала к административной ответственности члена правления предприятия и приняла решение о приостановлении хозяйственной деятельности предприятия. Предприятие представило подтверждающие сделки документы СГД, но параллельно обратилось в административный суд, сомневаясь в праве СГД на применение приостановления хозяйственной деятельности за отказ от сотрудничества за пределами осуществляемого для этого коммерсанта мероприятия по контролю.