Как формируются гибридные несоответствия? Каковы были первоначальные средства для борьбы с ними и как были созданы директивы Европейского Союза и регулирование латвийского Закона "О подоходном налоге с предприятий" (Закон о ПНП), с которым устраняются гибридные несоответствия? Об этом – в этой публикации!

Гибридные несоответствия в контексте налогов – это различия в налоговом регулировании различных юрисдикций, которые дают возможность международным предпринимателям добиться благоприятного налогового эффекта. Причиной этих несоответствий является то, что режим прямых налогов и порядок расчета находятся в компетенции каждого государства, и они не координируют и не согласовывают свое регулирование между собой. В результате различные страны по-разному классифицируют платежи, плательщиков налога или виды хозяйственной деятельности. Такие структуры не являются противозаконными, поскольку соответствуют нормативному регулированию каждого государства, но считаются агрессивным планированием налогов.

История

Гибридным несоответствиям и тому, как они искажают базу налога, первой внимание начала уделять Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках нейтрализации эффектов гибридных трансграничных схем.

Европейская комиссия оценила работу ОЭСР и в 2015 году включила подготовленные ею рекомендации в свой план действий о честном и эффективном налогообложении предприятий в Европейском союзе (ЕС). 12 июля 2016 года была принята Директива Совета Европы 2016/1164, которой предусматриваются правила об устранении такой практики налогообложения, которая непосредственно влияет на деятельность внутреннего рынка. Эта директива называется Директивой по борьбе с уклонением от налогов (anti tax avoidance directive (ATAD)). В ATAD одним из правил предотвращения уклонения является устранение гибридных несоответствий в транзакциях между налогоплательщиками двух государств-участников ЕС, однако гибридные несоответствия в транзакциях с налогоплательщиками из третьих стран могут искажать налоговую базу в той же степени. Чтобы предотвратить такие гибридные несоответствия между одним государством-участником ЕС и третьей страной, 29 мая 2019 года была принята Директива Совета 2017/952 с поправками к Директиве 2016/1164 о гибридных несоответствиях с третьими странами (ATAD II).

Латвия переняла нормы настоящей Директивы в Закон о ПНП, дополнив его статьей 71 о гибридных несоответствиях.