По крайней мере в одном мое мнение и мнение Службы государственных доходов (СГД) совпадают – мы выражаем неприязнь к тем, кто злонамеренно уклоняется от уплаты налогов или создает уголовно наказуемые схемы. Здесь речь о трех основных категориях: мошенничество с налогом на добавленную стоимость (НДС), зарплаты в конвертах и сокрытие доходов в офшоре.

По каждой из этих проблем далее я обобщу наиболее видимые тенденции в Латвии и за ее пределами. Более подробно на протяжении всего прошлого года эти вопросы обсуждались в 20 выпусках “Tax Stories” со всемирно известными налоговыми экспертами. Далее – о важнейшем из этих разговоров, и начну с НДС.

Разрыв НДС — измерение проблемы

Согласно последнему исследованию Европейской комиссии (ЕК), разрыв НДС (измерение неуплаченного НДС) в Латвии сократился до 237 млн евро, и даже ниже, чем средний разрыв НДС в Европейском союзе (ЕС). Для сравнения – еще пятая часть НДС, собранная с потребителей в 2015 году, не внесена в бюджет, что составляет около 484 млн евро поступлений НДС. Лучшим примером, к которому мы можем стремиться, является Хорватия с разрывом НДС в 77 млн евро и Кипр – с 54 млн евро (в обеих этих странах был и самый большой прогресс по сравнению с 2018 годом). В свою очередь, в Эстонии 116 млн евро – что в два раза лучше, чем в Латвии. В процентах от общих государственных поступлений налога разрыв НДС в Латвии является пятым худшим показателем по ЕС.

Одна из причин — пониженные ставки НДС

В своем исследовании ЕК утверждает, что одной из основных причин дефицита НДС являются пониженные ставки НДС, которые способствуют недобросовестной деятельности предприятий. Однако в контексте разрыва НДС Латвии этот аргумент не работает, поскольку Латвия занимает пятое место в ЕС по скорости внедрения пониженных ставок НДС. В Латвии по сниженным ставкам НДС облагается только 13% от общей базы НДС, в то время как в ЕС – в среднем около 30%, например, в Испании, Италии и на Кипре даже половина всех сделок облагается по пониженной ставке НДС. Но эта тема не так уж и однозначна.