Продолжая рассматривать актуальные решения Сената по вопросам ответственности членов правления обществ капитала, эта публикация будет сосредоточена на решении 2016 года по делу SKC-214/2016, в котором суд оценивал законность действий членов правления общества капитала, различным образом выплачивающих себе дополнительное вознаграждение (бонусы, подарки и скидки, а также отчисления в пенсионные фонды), что не соответствует  утвержденному общим собранием участников порядку расчета и выплаты вознаграждения членам правления.

Суть дела

В 2009 году компания подала в суд на семерых бывших членов правления, которые находились в должности около трех лет с момента основания компании. Единственным документом, определяющим порядок выплаты вознаграждения, было решение, принятое вскоре после собрания участников компании, относительно критериев вознаграждения членов правления. Тем не менее, несмотря на это, бухгалтерия компании осуществляла выплаты бонусов и скидок на основании списков, утвержденных председателем правления (список сумм скидок, которые может предоставить карта покупателя, список предоставляемых бонусов и т.д.), в который также входили члены правления компании. Информация о том, что члены правления получают дополнительные выгоды от компании, была скрыта от участников компании. Общая сумма, выплаченная членам правления по утверждению председателя правления, составила около 27 тысяч лат (39 тысяч евро).

Дело было рассмотрено в трех инстанциях. Первая инстанция признала такие дополнительные бонусы и подарки убытками компании по вине ее членов правления и удовлетворила требование компании. Апелляционная инстанция посчитала, что причинно-следственная связь между поведением членов правления и убытками не была установлена, и признала, что убытки не были доказаны, то есть, подарки и бонусы, выплаченные компанией, не представляют собой убытки для компании, а являются частью вознаграждения членов правления. В свою очередь, суд кассационной инстанции постановил, что решение суда апелляционной инстанции должно быть отменено. Согласно информации на латвийском судебном портале, на момент написания этой статьи окончательное решение по этому делу еще не было принято, и оно надлежит рассмотрению в Земгальском окружном суде 21 ноября этого года.