В течение нескольких недель вызванная коронавирусом болезнь Covid-19 значительно изменила повседневные и обычные бизнес-процессы людей в Латвии и во всем мире. Кроме того, динамический характер ситуации не позволяет делать бизнес-прогнозы (для многих компаний и даже отраслей – вплоть до выживания) со степенью уверенности, которая считалась приемлемой в эпоху до Covid-19.

В то же время ни экономика в целом, ни отрасль слияний и поглощений (Mergers & Acquisitions или M&A) не остановились, но руководители и акционеры, инвесторы и бизнес-консультанты не знают, как определить объективную стоимость компанию (или отдельных бизнес-активов) в период кризиса Covid-19. Определение справедливой стоимости активов при текущих обстоятельствах также является проблемой для аудиторов при проверке на предмет обесценения активов (impairment тесты), отраженных в отчетности компании.

База оценки

Начать нужно с фундаментального вопроса: какая база оценки возможна в ситуации, когда вопрос о глубине воздействия кризиса Covid-19, а также о продолжительности воздействия больше, чем ясность в отношении возможностей непрерывности бизнеса? Принимая во внимание полное прекращение деятельности в секторе туризма, многих сегментах пассажирских перевозок, индустрии развлечений, а также значительное снижение в других секторах, текущую ситуацию можно считать очень непригодной для продажи бизнеса, поскольку негативные изменения в экономике естественным образом создаю снижение стоимости предприятий. В результате, немногие владельцы бизнеса будут готовы продать свои активы прямо сейчас по более низкой стоимости. В свою очередь, инвесторы будут осторожны в своих инвестиционных решениях, не зная о развитии отрасли, а также национальной и даже мировой экономики в ближайшие месяцы и годы.

Сделки продажи предприятий и активов обычно основываются на рыночной стоимости, которая представляет собой рассчитанную сумму, за которую имущество должно было быть передано от одного владельца другому на дату оценки в несвязанной сделке между желающими продавцом и покупателем после соответствующего предложения, каждой из сторон действуя компетентно, с расчетом и без принуждения. Учитывая существующую рыночную нестабильность и изменения в динамической (буквально – повседневной) ситуации, применение определения рыночной стоимости стало практически невозможным. Однако это не означает, что приобретения и слияния не происходят и не будут происходить во время кризиса, но указывает на то, что эти сделки (или мотивация покупателей и продавцов) будут стимулироваться условиями, которые не являются типичными для стабильных рынков и компаний.

Например, мотивация многих акционеров существующих компании продать свои акции может заключаться в отсутствии финансовых возможностей для поддержки своей компании во время кризиса или в стремлении избежать дальнейшего обесценения имущества. Инвесторы, в свою очередь, могут быть мотивированы приобретением потенциально многообещающих компаний (то есть активов со значительным потенциалом создания добавленной стоимости) по “кризисным” (т.е. низким) ценам. По сути, с точки зрения продавцов, эти сделки должны проводиться в условиях принудительных продаж, но в настоящее время практически невозможно определить допущения о принудительных продажах и, в частности, их влияние на стоимость имущества. Также нет недостатка в “формальных” сделках между связанными сторонами (например, внутри концерна) в виде реорганизации группы компаний, которая также требует оценки рынка в соответствии с требованиями законов и нормативных актов и нормативных стандартов.