Хотя первое полугодие 2020 года было заполнено событиями, связанными с чрезвычайной ситуацией, судопроизводства не остановились, и в первые шесть месяцев вышло несколько решений Департамента административных дел Сената Латвийской Республики по налоговым спорам – в этой статье краткое представление о наиболее интересных решениях и важнейших выводах.

О праве СГД приостановить хозяйственную деятельность

Самым важным из всех кажется решение по делу SKA-80/2020, в котором Службе государственных доходов (СГД) предоставлены права на приостановление хозяйственной деятельности налогоплательщика на основании пункта 2 части 1 статьи 341 Закона “О налогах и пошлинах” (Закон о НП). В соответствии с упомянутым пунктом СГД имеет право приостановить хозяйственную деятельность налогоплательщика, если констатировано, что налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов или пошлин.

Об этом деле мы уже писали в “iFinanses”(публикация "Когда СГД может приостановить хозяйственную деятельность?", от 24 июня 2020 года), поэтому здесь лишь кратко напомним о сути дела.

Спор возник, когда СГД приостановила хозяйственную деятельность одного предприятия, так как оно в установленный срок не представило затребованную СГД информацию о партнере по сделке, для которого СГД осуществляло мероприятие по налоговому контролю, а именно, хозяйственная деятельность была приостановлена налогоплательщику, не являющемуся участником административного процесса мероприятия по контролю.

По мнению СГД, при применении упомянутой нормы о приостановлении хозяйственной деятельности нет необходимости различать, необходима ли запрашиваемая информация для определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет того же налогоплательщика (адресата запроса) или другого налогоплательщика. В свою очередь, в понимании Сената толкование и применение Закона о НП слишком обширное и противоречит цели этих правовых норм. А именно, целью приостановления хозяйственной деятельности является предотвращение деятельности тех налогоплательщиков, которые допускают существенные нарушения нормативных актов и не соблюдают требования налоговой администрации, и только если налогоплательщик допустил серьезное нарушение, влияющее на размер подлежащих уплате налогов.

Сенат подчеркнул, что целью коммерсанта при осуществлении коммерческой деятельности является получение прибыли. При приостановлении хозяйственной деятельности эта цель не может быть достигнута, и права коммерсанта существенно ограничиваются. Одновременно это существенное ограничение прав оправдано заинтересованностью всего общества в получении своевременных и полных налоговых платежей в бюджет.