Сенат в августе прошлого года принял решение по делу об обязанности для осуществляющего хозяйственную деятельность лица — физического лица — платить подоходный налог с населения (ПНН) в случае, если налогооблагаемые доходы от хозяйственной деятельности фактически не получены.

Обстоятельства дела

30 августа 2024 года Сенат вынес решение по делу SКА-115/2024. Дело рассматривалось на основании заявления физического лица об отмене решения Службы государственных доходов (СГД) от 6 мая 2020 года 31.1 8.2/70385 и издании благоприятного административного акта в связи с кассационной жалобой физического лица на приговор административного окружного суда от 20 июня 2022 года.

Согласно решению СГД, часть переплаты ПНН, указанной в декларации о доходах лица за 2018 и 2019 годы, была направлена на уплату ее долга по ПНН. СГД посчитала, что долг образовался за неуплаченные авансовые платежи ПНН в связи с хозяйственной деятельностью лица. Однако лицо возражало против наличия долга, так как в его хозяйственной деятельности в конкретный период таксации не образовался налогооблагаемый доход.

В связи с этим в деле был спор о том, образовалась ли задолженность ПНН, на оплату которой направлена задекларированная лицом переплата налога. Поскольку лицо является лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, ПНН в соответствии со статьей 18 Закона "О подоходном налоге с населения" (Закон о ПНН) уплачивается авансом, размер которого устанавливает СГД. Однако лицо авансовые платежи не уплатило, поэтому СГД посчитала, что образовалась задолженность по авансовым платежам. Констатировав, что физическое лицо имеет и долг по налогу, и переплату по налогу, СГД, соблюдая часть 4 статьи 19 Закона о ПНН и часть 4 статьи 28 Закона "О налогах и пошлинах" (Закон о НП), сначала перенаправила переплату ПНН на покрытие долга по налогу — авансовых платежей ПНН и пени.