В Суде Европейского Союза (СЕС) первый квартал в решениях по делам о налоге на добавленную стоимость (НДС) был весьма плодотворным. Давайте рассмотрим важнейшие решения.

Хозяйственная ли деятельность?

По решению от 20 января 2021 года в деле С-655/19 суд оценил, может ли сделка, посредством которой лицо, которое в рамках исполнительного производства, возбужденного для взыскания ранее предоставленной им ссуды, приобрело недвижимое имущество, а затем продало это имущество, рассматриваться как экономическая деятельность, и должно ли это лицо рассматриваться в этой сделке как облагаемое налогом лицо.

СЕС решение о том, что сделка, с которой лицо, которое в процедуре принудительного исполнения, которое было начато для взыскания ранее выданного этим лицом займа, приобрело недвижимую собственность и после этого продало эту собственность, не может сама по себе считаться хозяйственной деятельностью, если сделка представляет собой простое осуществление прав собственности, а также надлежащее управление частной собственностью; следовательно, это лицо не должно считаться налогоплательщиком в этой сделке.

НДС в группе предприятий

В решении от 11 марта 2021 года по делу С-812/19 был рассмотрен вопрос о том, должна ли Директива 2006/112/ЕК об общей системе налога на добавленную стоимость (Директива НДС) интерпретироваться таким образом, что в связи с применением НДС компании, которые находятся в стране-участнике и входят в группу плательщиков НДС, созданную на основании статьи 11 Директивы НДС, и филиал зарегистрированной в другой стране-участнике компании должны считаться отдельными плательщиками налога, если это главное предприятие оказывает упомянутому филиалу услуги, расходы на осуществление которых взимает с филиала.

В пункте 1 статьи 11 Директивы НДС определено, что после консультации с Консультативным комитетом по налогу на добавленную стоимость, каждая страна-участник в качестве одного налогооблагаемого лица может рассматривать лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории соответствующей страны и которые, несмотря на юридическую независимость, имеют тесные финансовые, экономические и организационные связи друг с другом. Часть 2 этой статьи предусматривает, что страна-участник, которая прибегает к варианту, предусмотренному в части 1, может принять все необходимые меры, чтобы применение этого положения не позволило избежать уплаты налогов или уклонения от уплаты налогов.