Можно ли отказать в праве вычета предналога налога на добавленную стоимость (НДС), если партнер по сделке не был проверен? Давайте рассмотрим последние выводы Сената в решении по делу SKA-5/2019!

Суть дела

В рассматриваемом случае Служба государственных доходов (СГД), выполнив аудит НДС, обнаружила, что операции общества с ограниченной ответственностью (ООО) "A" с ООО "S" и ООО "U" не произошли, и наложила на него обязательство по уплате НДС, штрафов и просроченных платежей. ООО "A" обжаловало это решение СГД.

Областной суд пришел к выводу – СГД не указал, что сомневается в факте получения продукта (рапса) в элеваторе ООО "V", куда его доставили ООО "S" и ООО "U", а также у СГД нет доказательств, подтверждающих фактическое отсутствие продукта. Суд из объяснений и доказательств, представленных заявителем дела – ООО "A" – получил уверенность, что заявитель действовал добросовестно и полностью полагался на возможности ООО "S" и ООО "Uдоставить товары, указанные в договоре. В свою очередь, СГД указала на такие доказательства и информацию, проверку которых заявитель не обязан был проводить.

Единственный аргумент СГД относительно того, почему заявитель знал или должен был знать о злонамеренном использовании налоговой системы, вытекает из Регламента Европейского парламента и Совета 178/2002 об установлении общих принципов и требований в продовольственном праве, о создании европейского органа по безопасности пищевых продуктов и об установлении процедуры обеспечения безопасности пищевых продуктов, в котором установлено обязательство тщательно проверять партнеров по сделке и происхождение товаров. По мнению СГД, это положение обязывает предпринимателей, вовлеченных в оборот пищевых продуктов, проводить углубленную проверку деловых партнеров, включая их регистрацию в Продовольственной и ветеринарной службе (ПВС).

Сенат передал дело в Суд Европейского Союза (СЕС) для предварительного решения, которое было принято 3 октября 2019 года по делу C‑329/18. СЕС пришел к выводу, что недопустимо, чтобы предприятие, вовлеченное в оборот пищевых продуктов, было лишено права вычитать предналог НДС лишь на том основании, что оно не выполнило свои обязательства по идентификации своих поставщиков для целей отслеживания пищевых продуктов. Эти выводы СЕС были также отражены в решении, принятом Сенатом.