Если до пандемии Covid-19 удалённая работа главным образом использовалась в отрасли информационных и коммуникационных технологий, то в последнее время она быстро пришла и в другие отрасли. Иностранные компании все чаще выбирают нанимать местных менеджеров, консультантов и других специалистов, не открывая филиала или офиса в Латвии. Аналогичная тенденция наблюдается и среди латвийских предприятий. Поэтому возникает вопрос, можно ли считать "домашний офис" сотрудника компании в стране проживания постоянным представительством компании со всеми вытекающими из этого последствиями?

При замене традиционного рабочего места в компании домашним офисом сотрудника или другим местом за пределами компании работодатели и сотрудники должны учитывать проблемы применения трудового и налогового законодательства в трансграничном контексте. В этом контексте актуальным является вопрос о том, может ли домашний офис сотрудника компании в стране проживания считаться постоянным представительством компании, на которую возложены обязательства по подоходному налогу с предприятий (ПНП) и подоходному налогу с населения (ПНН). Служба государственных доходов (СГД) до сих пор не пояснила, в каких случаях домашний офис работника в государстве проживания может считаться постоянным представительством иностранного работодателя. Именно поэтому в этой статье используются примеры практики других стран.

Постоянное представительство

Налоговые нормативные акты Латвии и налоговые конвенции используют институт постоянного представительства для определения того, имеется ли у предприятия одного государства достаточная связь с другим государством и в нем возникнет обязанность уплаты налогов из полученного дохода. Замена традиционного места работы домашним офисом не означает, что связанный с постоянным нахождением сотрудника в другой стране риск – возможные налоговые последствия для предприятия – исчезает полностью.

Домашний офис работника обычно считается постоянным представительством одного государственного предприятия в другом государстве, если выполняется так называемый тест постоянного места деятельности или зависимого представителя.

Тест постоянного места деятельности

В налоговых конвенциях Латвии используется редакция пункта 1 статьи 5 налоговой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которой понятие "постоянное представительство" означает определенное место, в котором предприятия полностью или частично осуществляют предпринимательскую деятельность. Предприятие одного государства является постоянным представительством в другом государстве, если:

  • предприятие имеет определенное место деятельности, например офис, филиал или склад в другом государстве;
  • такое место деятельности является "определенным", т.е. оно создано в отдельном месте и имеет известную постоянность;
  • это место используется для осуществления хозяйственной деятельности.

Комментарии к налоговой конвенции ОЭСР поясняют, что домашний офис работника не является автоматически постоянным представительством иностранного работодателя в государстве проживания работника. То, считается ли домашний офис переданным в распоряжение предприятия, зависит от фактических обстоятельств каждого дела – постоянное представительство может возникнуть, например, если домашний офис передан в распоряжение работодателя и регулярно и постоянно используется для работы с основной деятельностью предприятия.