11.10.2017 департамент по Административным делам Верховного суда (ВС) Латвийской Республики принял важное решение в деле №SKA-80/2017, в котором признал, что расходы хозяйственной деятельности включаются в расходы соответствующего года таксации, даже если не получены относящиеся к конкретным расходам доходы, которые отражаются в денежном потоке того же таксационного года. Это означает, что расходы, вычитаемые из доходов при расчете подоходного налога с населения (ПНН), не должны обязательно относиться к конкретным доходом, а их характер может быть и общим.

Суть дела

В 2011 году у заявителя с обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "LUK" был заключен договор на поставку лесоматериалов. Заявитель обязательства выполнил, в свою очередь ООО "LUK" свои обязательства (оплату) не выполнило. Так как у заявителя вследствие выполнения своих договорных обязательств образовались расходы в размере 12 925,21 Ls, он (будучи лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность) задекларировал их как расходы соответствующего года, отчисляемые от доходов, рассчитав ПНН.

В 2013 году Служба государственных доходов (СГД) приняла решение, с которым расходы хозяйственной деятельности заявителя 2011 года уменьшила на эти 12 925,21 Ls, на основании интерпретации части 3 статьи 11 Закона "О подоходном налоге с населения" (Закон о ПНН). В этой норме установлены расходы, которые, если они связаны с получением дохода года таксации от хозяйственной деятельности, учитываются при расчете ПНН. По мнению СГД, декларированные расходы заявителя, чтобы они могли быть отчислены, рассчитывая ПНН, должны быть связаны с декларированными доходами хозяйственной деятельности таксационного года. В свою очередь, в конкретном случае заявитель от ООО "LUK" не получил оплату за поставленный товар (лесоматериалы), поэтому эти расходы не могут учитываться.