Служба государственных доходов (СГД) может начать процесс взыскания налоговой задолженности в бесспорном порядке, если предприятие своевременно не рассчитывается по налоговым обязательствам. Но можно ли требовать уплаты долга, возникшего не у самого предприятия, а у того делового партнера, с которым дебитор уже рассчитался? Ответ содержится в решении Сената по делу SКА-117/2023 от 24 ноября 2023 года.

Соавтор статьи: Наталья Голубева.

Суть дела

У общества-должника по налогам "А" был партнер по сделкам, общество "В", которое задолжало "А" за оказанные им услуги. СГД в процессе взыскания долга общества "А" издала распоряжение, которым наложила арест на находящиеся у общества "В" денежные средства налоговой должницы, поручив обществу "В" перечислить их в государственный бюджет. "В" не соблюдал распоряжение СГД и произвел оплату оказанных услуг налоговому должнику, то есть урегулировал обязательства перед налоговым должником.

СГД, констатировав, что общество "B" не выполнило распоряжение, приостановила его хозяйственную деятельность, обосновав это уклонением "B" от уплаты налогов. Своим решением СГД, по сути, обязала общество "В" выполнить распоряжение и перечислить деньги в государственный бюджет. Общество "B" оспорило решение СГД о приостановлении хозяйственной деятельности, однако указанные в распоряжении денежные средства в государственный бюджет зачислило. Таким образом, часть долга общество "В" оплатило вдвойне — перечислив деньги как обществу "А", так и СГД.

Как только денежные средства поступили, СГД возобновила хозяйственную деятельность общества "В". Но общество "В" посчитало, что необоснованно была вынуждена платить налоговые долги другого общества, поэтому продолжало оспаривать решение СГД и обжаловало его в суде, попросив признать противоправным.

Несмотря на то, что в деле не оценены налоговые последствия упомянутого платежа, которые возникли бы, если бы общество "B" не обжаловало решение СГД, денежная сумма, которую ему пришлось заплатить СГД, это не связанные с хозяйственной деятельностью расходы, так как это не были налоговые обязательства общества "B", поэтому она не должна была платить за услуги в двойном размере. Соответственно, за эту сумму следовало бы дополнительно уплатить подоходный налог с предприятий.