Хоть и лето – это время отпусков, в июле и августе этого года Суд Европейского союза (СЕС) продуктивно поработал. Рассмотрим самые важные вопросы по налогу на добавленную стоимость (НДС) за этот период времени!

О месте оказания услуги для услуги размещения серверов

Обстоятельства дела и вопрос

Вовлеченными в дело сторонами являются налоговая администрация Финляндии и зарегистрированное в Финляндии коммерческое общество “A Oy”, которые по-разному интерпретируют место оказания услуги для предоставленных “A Oy” услуг по размещению серверов в центре данных.

“A Oy” является оператором сетей беспроводной связи, действие которого включает в себя также развитие инфраструктуры телекоммуникационных сетей и сетевой инфраструктуры. Общество помимо этого предлагает услуги размещения серверов в центре данных для лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, зарегистрированных в Финляндии или других странах-участниках и работающих в сфере информационных технологий, используя собственные серверы, чтобы обеспечить электронные подключения своим клиентам. Серверы расположены в помещениях, оборудованных необходимыми электронными соединениями и в которых точно регулируются влажность и тепло, так что эти серверы могут использоваться в охлаждаемой среде в соответствии с их назначением.

Предлагаемые “A Oy” услуги по размещению в центре данных включают в себя обеспечение шкафом сервера, оснащенным запираемыми дверями и подачей электроэнергии, а также поддержанием оптимальных условий для использования серверов, в том числе, например, контроль температуры и влажности, охлаждение, электроснабжение, установка детекторов дыма, позволяющих констатировать возникновение потенциальных пожаров внутри шкафа сервера, а также контроль электронного доступа. Кроме того, это общество обеспечивает уборку помещений и замену электрических ламп. Серверные шкафы прикреплены к поверхности арендуемой недвижимости “A Oy”. В этих шкафах пользователи размещают свое оборудование, которое в них закрепляется, и может быть отсоединено в течение нескольких минут. Клиентам ключи от шкафа серверов не выдаются, однако после проверки личности клиентов они могут получить этот ключ в любое время от оказывающего охранные услуги лица. “A Oy” не имеет права доступа к серверному шкафу клиента.

В отличие от “A Oy”, налоговая администрация посчитала, что оказанные обществом услуги по размещению в центре данных считаются оказанием услуг, связанных с недвижимостью, поэтому местом оказания услуги является место нахождения недвижимости, то есть – Финляндия. Налоговая администрация посчитала, что основная услуга “A Oy” является сдача в аренду технических помещений, необходимых для размещения серверов клиентов, поскольку именно аренда имеет центральное и важное значение. Поэтому данную услугу следует рассматривать как передачу права пользования недвижимым имуществом.

В ходе судебного разбирательства в СЕС попросили предоставить преюдициальное постановление по двум вопросам.

  1. В подпункте i) пункта 1 статьи 135 Директивы Совета 2006/112/ЕС об общей системе налога на добавленную стоимость (Директива НДС) предусмотрено, что страны-участники освобождаются от налога сдачу в аренду недвижимости. Освобождение от НДС включено в законодательство Финляндии. Следует ли толковать этот пункт таким образом, что упомянутые в деле услуги считаются услугами аденды недвижимой собственности, на которые распространяется предусмотренное настоящей нормой освобождение от НДС?
  1. Статьей 45 Директивы НДС определено, что местом предоставления услуг для услуг, связанных с недвижимостью, в том числе услуг экспертов и агентов недвижимости, услуг по размещению в гостиницах или подобных отраслях, например, в туристических лагерях или на земельных участках, созданных в качестве места для лагеря, а также предоставление права на использование недвижимой собственности, а также для услуг по подготовке и координации строительных работ, например, услуги предприятий по надзору за архитекторами и строительными работами, является место, где находится недвижимая собственность (транспонирована в статью 25 латвийского Закона "О налоге на добавленную стоимость" (Закон о НДС)). Следует ли толковать статью 45 Директивы НДС и статью 31a Исполнительного Регламента Совета 282/2011 с поправками, внесенными Исполнительным Регламентом Совета 1042/201, таким образом, что рассматриваемые в деле услуги считаются услугами, связанными с недвижимым имуществом в понимании этих правовых норм?