5 июля этого года Департамент по административным делам Сената рассмотрел административное дело SKA-433/2019 в связи с заявлением работодателя об отмене решения Государственной инспекции труда (ГИТ) №2015‑04/248‑2016-05-05/164. Решение Суда содержит ряд важных выводов, касающихся применения Закона "О труде" (ЗТ), если работник не работает в праздничные дни. Это решение дает ответы на возникавшие ранее вопросы и обсуждения.

Суть дела

В основе спора лежит ситуация, когда у работника установлено суммированное рабочее время, но фактически, согласно графику работы, он работает только в рабочие дни, тогда как в праздничные дни, когда работник не работает, вознаграждение не выплачивается.

В статье 140 ЗТ указаны ситуации, в которых работодатель может установить для работника суммированное рабочее время, и это является обязательным условием того, что конкретный характер работы не позволяет работнику применять нормальное дневное или недельное рабочее время. Статья 131 ЗТ предусматривает, что нормальное дневное рабочее время работника не может превышать восемь часов, а нормальное недельное рабочее время не должно превышать 40 часов. Дневное рабочее время в понимании ЗТ является рабочим временем в суточном периоде.

Существует только одна разница между нормальным и суммированным рабочим временем в ЗТ – как регулируется время отдыха. В пункте 8 части 1 статьи 74 ЗТ установлено, что работодатель обязан выплатить компенсацию работнику, если он не выполняет работу в праздничный день, который совпадает с установленным работнику рабочим днем. В результате между работодателем и ГИТ возник правовой спор о том, должен ли работник получать вознаграждение, если в его рабочем графике ему установлен выходной.