Судебные практики в отношении взыскания с члена правления налоговой задолженности предприятия уже не редкость. Административные суды интенсивно и в самых разных аспектах формируют юдикатуру по вопросам ответственности члена правления в налоговой сфере, поскольку сейчас Служба государственных доходов (СГД) активно использует установленное законом право требовать возмещения просроченных налоговых платежей с члена правления предприятия, если взыскать налоговую задолженность с предприятия невозможно.

Обязанность возмещения

Часть 1 статьи 60 Закона "О налогах и пошлинах" (Закон о НП) дает возможность принять решение о возмещении просроченных налоговых платежей предприятия с члена правления предприятия. Упомянутая правовая норма содержит пять кумулятивных критериев, при выполнении которых налоговая задолженность предприятия взыскивается с ее руководителя.

До 1 января 2020 года Закон о НП выдвинул следующие критерии для начала процесса:

  • сумма просроченных налоговых платежей превышает общую сумму 50 минимальных месячных заработных плат;
  • решение о взыскании просроченных налоговых платежей сообщено юридическому лицу;
  • после образования просроченных налоговых платежей активы отчуждены заинтересованному лицу;
  • составлен акт о невозможности взыскания;
  • не выполнена обязанность подачи заявления о процессе неплатежеспособности юридического лица.

В соответствии с правовой нормой, для принятия решения о возмещении СГД, среди прочего, должна была констатировать, что после образования просроченных налоговых платежей юридическое лицо выполнило отчуждение активов такому лицу, которое по отношению к члену правления соответствует понятию заинтересованного лица в понимании Закона "О неплатежеспособности". Однако именно констатация этого критерия на практике была самой сложной задачей для налоговой администрации, поэтому со временем норму было решено усовершенствовать.

С 1 января 2020 года пункт 3 части 1 статьи 60 Закона о НП был существенно изменен. После изменений в законе в определении ответственности члена правления уже не имеет значения статус лица, которому отчуждены активы предприятия. В ожидании проверки налоговой администрации остается лишь констатировать факт отчуждения активов предприятия, а совершенная членом правления деятельность или бездействие привели к тому, что долг по налогам не был погашен. При этом имеются также дела, в которых именно неосторожность в применении редакции правовой нормы становится ключом к победе.