Иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда сделка произошла уже давно, но по каким-либо причинам констатируется, что все-таки не выдан или не получен налоговый счет. Понятно, что чаще всего стороны сделки могут исправить эту ситуацию – подготовить недостающие документы, задокументировать условия, в которых эти корректирующие действия выполняются. Но как действовать, если исправление ошибок невозможно? Что делать, если суммы сделки велики?

Переходим к изучению законов и правил Кабинета министров. Но есть одна проблема. В них решаются только ситуации, каким должно быть правильное оформление сделки. Как и в пояснениях и методических материалах Службы государственных доходов (СГД), обсуждается правильное отражение сделок в отчетах, оформление правильных документов сделок в момент совершения этих сделок. В свою очередь, об устранении ошибок в нормативных актах и пояснениях не сказано ни слова. В регулирующих бухгалтерский учет нормативных документах разъясняется только исправление мелких формальных ошибок.

В таких случаях остается только одно решение – руководствоваться сложившейся практикой по делам о чужих ошибках, например, изучить, как оцениваются выбранные решения налогоплательщиков в судебных решениях по конкретной ситуации.

Не оформлен налоговый счет

Спор о возможности использования договора в качестве налогового счета рассматривался в решении Суда Европейского Союза (СЕС) от 29 сентября 2022 года по делу С-235/21 – "Raiffeisen Leasing" против Республики Словения.

Суть дела

"RED d.o.o." был владельцем земельного участка, на котором находится здание. Для получения финансирования на строительство нового здания на этом земельном участке "RED" с "Raiffeisen" заключили сделку купли-продажи с обратной арендой, которая осуществлялась в два этапа – сначала "RED" продает собственность "Raiffeisen", а затем "RED" должен ежемесячно выплачивать "Raiffeisen" лизинговые платежи до полного погашения стоимости земельного участка и новостройки (договор финансового лизинга). В договоре была указана сумма налога на добавленную стоимость (НДС) по сделке.

В рамках сделки "Raiffeisen" не выписал счет "RED" о передаче собственности обратно в аренду. "RED", со своей стороны, указал на свое право на вычет предналога НДС, утверждая, что заключенный договор также является счетом-фактурой. "RED" выставил "Raiffeisen" счет с НДС и "Raiffeisen" отчислил НДС в соответствии с договором.

Возник спор с налоговыми учреждениями Словении о том, имел ли "Raiffeisen" право на отчисление предналога НДС, и в ходе судопроизводства был задан вопрос, можно ли считать, что заключенный договор является счетом НДС?