Зачастую Служба государственных доходов (СГД) считает членов правления работополучателями на предприятиях, а предприниматели поясняют СГД, что члены правления выполняют функции, предоставленные членам правления, и нет оснований начислять налоги на заработную плату за "предполагаемые" СГД заработные платы. Рассматриваем, как отличить, выполняет ли член правления трудовые обязанности, для которых предусмотрено вознаграждение, или все-таки член правления выполняет функции, не предусматривающие получение вознаграждения.

Не возникает спора в случаях, когда член правления заключил трудовой договор с представляемым им предприятием и получает заработную плату за выполняемую работу. Ситуация, когда член правления не получает вознаграждение, тоже привычная практика.

Является ли член правления наемным работником?

СГД неоднократно выдвигала утверждение, что член правления является наемным работником, если выполняет функции, обычно соответствующие задачам, выполняемым наемным работником. Споры по этому поводу решены в нескольких судебных процессах, которые мы рассмотрим далее.

Если закон определяет ответственность правления

В решении Сената от 11 сентября 2013 года по делу SKA-832/2013 оценивался случай, когда СГД констатировала, что члены правления общества вели его бухгалтерию, но за это не была начислена заработная плата. СГД установила оплату труда и обязала общество уплатить обязательные взносы государственного социального страхования (ОВГСС), штраф и пеню, штраф подоходного налога с населения (ПНН). В этом решении Сенат рассуждал в пользу налогоплательщика.

Сенат также разъяснил применение Коммерческого закона (КЗ) в конкретном случае — часть 1 статьи 221 КЗ определяет, что правление является исполнительным органом общества, который руководит обществом и представляет его. Следовательно, член правления обязан руководить обществом, заботиться о ведении его бухгалтерского учета. В этой ситуации следует учитывать и то, что Закон "О бухгалтерском учете" прямо устанавливает, что за ведение бухгалтерского учета на предприятии, сохранность бухгалтерских документов и их доступность для ревизии и налоговых проверок несет ответственность руководитель предприятия.

Сенат отметил, что законы не запрещают самому члену правления вести бухгалтерию — с или без установления оплаты за это. Одновременное выполнение обязанностей бухгалтера и члена правления не устанавливает отдельные трудовые правоотношения: необходимо констатировать элементы, определяющие существование трудовых правоотношений. Суд пришел к выводу, что в конкретном деле таковых нет.

Следовательно, член правления, осуществляя для себя установленные законом обязанности и ответственность, может не устанавливать за выполнение этих обязанностей вознаграждение.