К услугам по найму недвижимой собственности налог на добавленную стоимость применяется в зависимости от того, кому и для какой цели сдается внаем или в аренду недвижимая собственность, чем является эта недвижимая собственность, и на какой срок она сдается внаем или в аренду. Рассматриваем различия.
Сдача внаем и в аренду – хозяйственная деятельность
Согласно нормам Закона "О подоходном налоге с населения" (Закон о ПНН) хозяйственной деятельностью считается деятельность, направленная на систематическое получение доходов. В части 13 статьи 11 Закона о ПНН установлено, что деятельность физического лица квалифицируется как хозяйственная деятельность, если она соответствует одному из следующих критериев:
- регулярность и систематичность сделок (три и более сделки в периоде таксации или пять и более сделок в трех периодах таксации);
- прибыль от сделки превышает 14 229 евро в году таксации, за исключением доходов от отчуждения личной собственности в соответствии с пунктом 192 части 1 статьи 9 Закона о ПНН;
- экономическая сущность деятельности или объем находящихся в собственности лица вещей указывает на систематическую деятельность с целью получения вознаграждения.
Из пояснений Службы государственных доходов (СГД) в методическом материале "Налоги от сдачи квартиры внаем или в аренду" также следует, что сдача в аренду или сдача в наем недвижимости за вознаграждение является хозяйственной деятельностью, следовательно, физическое лицо должно уплачивать подоходный налог с населения (ПНН) и – в зависимости от выбора режима ПНН лица – также взносы государственного социального обязательного страхования (ОВГСС). В зависимости от размера полученного дохода и вида оказанной услуги у лица может возникнуть обязанность также зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (НДС).
ПНН и социальные взносы
Если квартира сдается внаем или сдается в аренду для проживания, физическое лицо может выбрать один из специальных режимов — зарегистрироваться в качестве осуществляющего хозяйственную деятельность лица в общем порядке, зарегистрироваться на сообщенную хозяйственную деятельность или в качестве плательщика налога с микропредприятий (НМП) (при выполнении условий регистрации).